Наблюдаем проблемы со связью. Не дозвонились по телефону - пишите на вастап, мы с вами свяжемся!

Кризисы у ребенка: все, что нужно знать
Кризисы у ребенка: все, что нужно знать
11.03.2020
Как бороться с паникой и стрессом в период пандемии коронавируса - советы психолога
Как бороться с паникой и стрессом в период пандемии коронавируса
15.04.2020
Что делать с трудным ребенком?

Что делать с трудным ребенком?

“Как легко быть трудным” – это высказывание Пауло Коэльо отчасти отражает суть понятия “трудный ребенок”. Ведь трудные дети – это дети, не которым сложно, а с которыми сложно чаще всего нам, взрослым.

Трудных детей называют совершенно по-разному: не такой, как у всех, нестандартный, сложный, особенный, неуправляемый – синонимов “проблемного” поведения ребенка в лексиконе родителей предостаточно. Но редко кто из них задумывается, почему ребенок на определенном этапе своего развития становится именно таким, более того, он даже должен быть таким.

При этом у каждого из нас свое определение понятия “трудный ребенок”. При сравнении часто выясняется, что для одних родителей что-то в поведении детей считается нормальным, а для других это совсем неприемлемо. Здесь невольно вспоминается истина: “Все в жизни относительно”. Ведь что в поведении ребенка оказывается сложным для одних родителей, оказывается легко и просто решаемым для других.

И все же, есть примерные общие проблемы, с которыми родители обращаются за помощью трудным детям к детскому психологу.

Ознакомьтесь с ними и решите, что в вашем понятии можно отнести к понятию “трудный ребенок”, а что бы вы с лёгкостью преодолели.

Трудный ребенок – какой он?

Типов может быть много. С какими-то можно

  • Ребенок с инвалидностью.
  • Ребенок- катастрофа.
  • Постоянно молчит, живёт в своем мирке, ни с кем не идёт на контакт.
  • Ребенок не учит уроки, прогуливает школу.
  • Ребенок постоянно врёт.
  • Ребенок ворует.
  • Ребенок курит или выпивает.
  • Не может постоять за себя, дать сдачи.
  • Ребенок решает все при помощи кулаков.
  • Берется за все сразу, но никогда не доводит дело до конца.
  • Грубит, матерится.
  • Мучает животных.
  • Относится к жизни исключительно потребительски.
  • Унижает слабых, издевается над ними.
  • Устраивает истерики по любому поводу.
  • Плохо ест.
  • Плохо спит.
  • Слишком “ручной” ребенок.
  • Слишком привязан к матери/отцу.
  • Излишне переживает за все.
  • Мальчик, который ощущает себя девочкой.
  • Девочка, которая ощущает себя мальчиком.
  • Не умеет строить отношения с ровесниками, имеет друзей только намного старше/младше себя и др.

Представьте себе ребенка, который попадает под понятие “трудный”: чаще всего у него обнаруживается не один из вышеперечисленных признаков, а сразу несколько.

И чем больше таких критериев можно обнаружить у одного ребенка, тем он труднее.

Варианты “трудностей” ребенка

Что делать с трудным ребенком?

Важно понимать, не только какой вид трудностей присутствует у ребенка, но и знать, является ли она ситуативной, привязанной к конкретной ситуации или возрасту, либо носит системный характер: не поддается коррекции родителей, не зависит от ситуации, имеет тенденцию к периодическому повторению и усугублению.

Что начинают чувствовать родители, постоянно или периодически сталкиваясь с вышеперечисленными сложностями в поведении ребенка?

Чувство растерянности, безысходности, гнева, отчаяния и тупика! “Мы уже не знаем, что с ним делать!”- именно с такими заявлениями родители чаще всего обращаются к семейному психологу за помощью.

Но «трудный» ребенок – это всего лишь “задачка” с повышенным уровнем сложности, решая которую общепринятым способом, можно не получить желаемого результата.

А сложность решения этой задачки определяет уровень развития и особенности темперамента того, кому предстоит ее решать.

Почему дети становятся трудными?

“Почему нам с ним так сложно?” – ещё один частый вопрос родителей, в отчаянии пришедших на прием к психологу.

Только родившиеся дети имеют только безусловное рефлексы, они не приспособлены к самостоятельной жизни и полностью нуждаются в постоянной заботе взрослых. С течением времени они начинают социализироваться, т.е. “адаптироваться в обществе”. Происходит это обычно при помощи окружающих их взрослых людей. Т.е. будущее ребенка планируют и выбирают взрослые. Это с одной стороны является неоспоримым плюсом, но с другой – может стать огромным минусом.  Родители, планируя будущее своих детей, часто не учитывают их субъективность, а расценивают своего ребенка как объект, который не имеет своих особенностей и черт характера, желаний и воли, а должен поступать только так и делать только то, что от него требуют взрослые. Но не все дети хотят, должны и способны соответствовать ожиданиям взрослых, в том числе и своих родителей.

Если “план” взрослых проваливается, то для них начинаются испытания: кто-то разочаровывается в своем ребенке, другие впадают в панику и отчаиваются. Третьи вообще заходят в тупик, понимая, что они не в силах повлиять на своих детей.

Если эта ситуация со временем не меняется в лучшую сторону, а иногда и усугубляется, то в этот момент в восприятии взрослых такой ребенок переходит в категорию “трудных детей”.

Родители, воспитатели и учителя, перепробовав все возможные способы повлиять на ребенка, и не желая признавать свою беспомощность, начинают обвинять его самого в том, что он не может справиться с поставленной перед ним задачей, начинают считать детей неблагоразумными и приклеивают ярлык “трудный ребенок”. А сами дети часто просто не могут понять, в чем их вина, что они делают не так.

Рекомендации для взрослых, чтобы избежать навешивания ярлыка “трудный ребенок”

  • Не разочаровывайтесь в ребенке, а лучше замените нереальные для ребенка ожидаемые результаты на более реальные.
  • Если вы считаете, что сделали все, что могли, но это не привело к желаемому результату, не отчаивайтесь, а измените планы для ребенка и стремитесь к иным результатам.
  • Если вы зашли в тупик – это сигнал о необходимости поиска альтернативного варианта действий.

Рекомендации по воспитанию ребенка-бунтаря

Что делать с трудным ребенком?

Что делать с трудным ребенком, как научиться конструктивно с ним взаимодействовать?

В семьях, где воспитывается непослушный ребенок, родители чаще кричат, срываются, наказывают его, а потом испытывают чувство вины перед ним.

Трудные дети чаще всего не могут сдерживать свои эмоции, а гнев и агрессия – единственный метод их выражения.

За помощью психолога для ребенка обращаются совершенно обескураженные, уставшие и отчаявшиеся родители, которые постоянно получают от собственного чада сопротивление или отказ выполнять их задания или поручения.

В первую очередь, на занятиях с детским психологом родители учатся понимать именно своего ребенка, верно реагировать на то, как он себя ведёт. Именно адекватное реагирование родителей в дальнейшем помогает и самому ребенку разобраться в себе, расширить свои способы для совладания с самим собой и с окружающими людьми.

Итак, как же правильно воспитывать трудного ребенка?

  1. Ребенок хорошо себя ведёт? Не оставляйте это без внимания и поощрения, это очень важно! Трудные дети путают силу с борьбой за уверенность в себе. Поэтому, если такой ребенок хорошо играет или общается с другими детьми или окружающими, обязательно похвалите его! Вы сами заметите, что такие вещи, как поощрение и признание хорошего поведения ребенка буквально творят чудеса!
  2. Хотите о чем-то попросить ребенка? Делайте это четко и конкретно, без каких-либо комментариев. Не напоминайте каждые 5 минут о своей просьбе, этим вы только спровоцируете на спор ребенка-бунтаря, в итоге он рассердится и найдет причину, чтобы не выполнить вашу просьбу.
  3. Понятно выражайте свои требования. Не ждите от ребенка, что он сразу выполнит ваше задание без ошибок, будьте терпеливы. Предложите свою помощь, если ребенок сам этого захочет.
  4. Искренне восторгайтесь успехами своего ребенка, подкрепляйте энтузиазмом его хорошее поведение, выражайте признательность. Так вы дадите ребенку понять, что его любят и ценят.
  5. Любое наказание должно быть соотносимо с “преступлением”. Если ребенок не слушается или провинился, ограничьтесь одним видом наказания, не нужно, видя истерику ребенка, использовать дополнительные наказания, эти меры только усугубят его поведение.
  6. Используйте систему вознаграждений для трудного ребенка, всячески поощряйте его успехи. Так он будет видеть награду за свои достижения, это подбодрит его и повысит ваш авторитет в его глазах.
  7. В случае истерики у ребенка уводите его от ситуации. Например, если приступ истерики настиг в магазине, бросайте все и уходите оттуда, забрав с собой только ребенка. Ваш бунтарь таким образом “работает на публику”, отвлекая на себя ваше внимание и привлекая зрителей. Нет зрителей – нет истерики. То же самое дома, чтобы дать понять ребенку, что его действия недопустимы, просто сами покиньте комнату и оставьте его одного.
  8. Если у ребенка истерика, вы должны быть спокойны и не срываться на ребенка – это бесполезно. Простой совет: пробуйте засечь время начала истерики и не реагируйте на нее 5-7 минут, вы увидите, что активность чада начнет снижаться. После этого тихим спокойным голосом скажите, что при таком дальнейшем поведении ваше общение невозможно.

Поймите, что дети не умышленно хотят быть плохими, своим подобным поведением они просто пытаются достучаться до нас, взрослых. Зная это, вы обязательно справитесь с любыми трудностями в общении со своим “трудным” ребенком.

В заключение следует напомнить об очень важном моменте: все, что вы прочитали выше, относится к норме и проявляется в большей или меньшей степени практически у всех детей и подростков. Если же у вашего ребенка наблюдаются проявления сопротивлений и вспышек гнева, которые угрожают окружающим, либо нанесение самоповреждений – такому ребенку необходима консультация детского психиатра.

Что делать с трудным ребенком?