Наблюдаем проблемы со связью. Не дозвонились по телефону - пишите на вастап, мы с вами свяжемся!
“Как легко быть трудным” – это высказывание Пауло Коэльо отчасти отражает суть понятия “трудный ребенок”. Ведь трудные дети – это дети, не которым сложно, а с которыми сложно чаще всего нам, взрослым.
Трудных детей называют совершенно по-разному: не такой, как у всех, нестандартный, сложный, особенный, неуправляемый – синонимов “проблемного” поведения ребенка в лексиконе родителей предостаточно. Но редко кто из них задумывается, почему ребенок на определенном этапе своего развития становится именно таким, более того, он даже должен быть таким.
При этом у каждого из нас свое определение понятия “трудный ребенок”. При сравнении часто выясняется, что для одних родителей что-то в поведении детей считается нормальным, а для других это совсем неприемлемо. Здесь невольно вспоминается истина: “Все в жизни относительно”. Ведь что в поведении ребенка оказывается сложным для одних родителей, оказывается легко и просто решаемым для других.
И все же, есть примерные общие проблемы, с которыми родители обращаются за помощью трудным детям к детскому психологу.
Ознакомьтесь с ними и решите, что в вашем понятии можно отнести к понятию “трудный ребенок”, а что бы вы с лёгкостью преодолели.
Типов может быть много. С какими-то можно
Представьте себе ребенка, который попадает под понятие “трудный”: чаще всего у него обнаруживается не один из вышеперечисленных признаков, а сразу несколько.
И чем больше таких критериев можно обнаружить у одного ребенка, тем он труднее.
Важно понимать, не только какой вид трудностей присутствует у ребенка, но и знать, является ли она ситуативной, привязанной к конкретной ситуации или возрасту, либо носит системный характер: не поддается коррекции родителей, не зависит от ситуации, имеет тенденцию к периодическому повторению и усугублению.
Что начинают чувствовать родители, постоянно или периодически сталкиваясь с вышеперечисленными сложностями в поведении ребенка?
Чувство растерянности, безысходности, гнева, отчаяния и тупика! “Мы уже не знаем, что с ним делать!”- именно с такими заявлениями родители чаще всего обращаются к семейному психологу за помощью.
Но «трудный» ребенок – это всего лишь “задачка” с повышенным уровнем сложности, решая которую общепринятым способом, можно не получить желаемого результата.
А сложность решения этой задачки определяет уровень развития и особенности темперамента того, кому предстоит ее решать.
“Почему нам с ним так сложно?” – ещё один частый вопрос родителей, в отчаянии пришедших на прием к психологу.
Только родившиеся дети имеют только безусловное рефлексы, они не приспособлены к самостоятельной жизни и полностью нуждаются в постоянной заботе взрослых. С течением времени они начинают социализироваться, т.е. “адаптироваться в обществе”. Происходит это обычно при помощи окружающих их взрослых людей. Т.е. будущее ребенка планируют и выбирают взрослые. Это с одной стороны является неоспоримым плюсом, но с другой – может стать огромным минусом. Родители, планируя будущее своих детей, часто не учитывают их субъективность, а расценивают своего ребенка как объект, который не имеет своих особенностей и черт характера, желаний и воли, а должен поступать только так и делать только то, что от него требуют взрослые. Но не все дети хотят, должны и способны соответствовать ожиданиям взрослых, в том числе и своих родителей.
Если “план” взрослых проваливается, то для них начинаются испытания: кто-то разочаровывается в своем ребенке, другие впадают в панику и отчаиваются. Третьи вообще заходят в тупик, понимая, что они не в силах повлиять на своих детей.
Если эта ситуация со временем не меняется в лучшую сторону, а иногда и усугубляется, то в этот момент в восприятии взрослых такой ребенок переходит в категорию “трудных детей”.
Родители, воспитатели и учителя, перепробовав все возможные способы повлиять на ребенка, и не желая признавать свою беспомощность, начинают обвинять его самого в том, что он не может справиться с поставленной перед ним задачей, начинают считать детей неблагоразумными и приклеивают ярлык “трудный ребенок”. А сами дети часто просто не могут понять, в чем их вина, что они делают не так.
Что делать с трудным ребенком, как научиться конструктивно с ним взаимодействовать?
В семьях, где воспитывается непослушный ребенок, родители чаще кричат, срываются, наказывают его, а потом испытывают чувство вины перед ним.
Трудные дети чаще всего не могут сдерживать свои эмоции, а гнев и агрессия – единственный метод их выражения.
За помощью психолога для ребенка обращаются совершенно обескураженные, уставшие и отчаявшиеся родители, которые постоянно получают от собственного чада сопротивление или отказ выполнять их задания или поручения.
В первую очередь, на занятиях с детским психологом родители учатся понимать именно своего ребенка, верно реагировать на то, как он себя ведёт. Именно адекватное реагирование родителей в дальнейшем помогает и самому ребенку разобраться в себе, расширить свои способы для совладания с самим собой и с окружающими людьми.
Поймите, что дети не умышленно хотят быть плохими, своим подобным поведением они просто пытаются достучаться до нас, взрослых. Зная это, вы обязательно справитесь с любыми трудностями в общении со своим “трудным” ребенком.
В заключение следует напомнить об очень важном моменте: все, что вы прочитали выше, относится к норме и проявляется в большей или меньшей степени практически у всех детей и подростков. Если же у вашего ребенка наблюдаются проявления сопротивлений и вспышек гнева, которые угрожают окружающим, либо нанесение самоповреждений – такому ребенку необходима консультация детского психиатра.